НИИФКИ
Mobile menu
Назад

ЭПИГЕНЕТИКА. ОТ КЛЕТКИ ДО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. В.А. Козлов

     

        Попробуйте найти человека, который не знал, или который бы не слышал что такое ген? Нет, если очень постараться, то можно, но если такой и найдётся, то его не нужно спрашивать, потому что…

     Сейчас мы “по просьбе и настоянию” генетиков всю нашу жизнь, с её радостями и болезнями отдаём на откуп генетики. Всё ей: и склонность к тому, чтобы быть талантливым, и склонность к тому или иному заболеванию, склонность к агрессии и воровству, и, наоборот – к альтруизму. Более того, оказывается склонность к старению, также обязана чуть ли не одному или двум генам.

     Всё это, безусловно, правда. Конечно же, вся наша жизнь связана с функционированием отдельно взятого гена, или группы генов, отвечающих за реализацию какого-либо признака, или группы признаков, как бы близко действующих. В настоящее время писком моды современной генетики является всё то, что связано с полной расшифровкой генома человека. Предполагается, что это даст возможность понять механизмы всех основных заболеваний современного человека, таких как рак, атеросклероз, аутоиммунные и аллергические заболевания. Следовательно, мы  научимся их лечить и не будем болеть.

      Вот здесь, как говорится, забыли о Господе нашем. Возгордился непомерно человек современный. Ему бы подумать о том, как бы выполнить заповеди Божьи, где ни слова нет о человеческом геноме, а он вишь куда!

      Хорошо бы, конечно, поискать гены, отвечающие за всё плохое, что есть в человеке: за стремление убивать, воровать, калечить детей и обижать стариков, не любить своих родителей, свою Родину, даже если она ещё не очень хорошая!  Родина, если это произносить с большой буквы, сама по себе не делается, делают ее люди, те человеки, которые хотят, чтобы у них была их родная Родина, а не место, где живется чуть лучше, и кушается чуть больше.     

     Господь на то и определил понятия «раса», «страна», «отечество», «Родина», наконец, чтобы люди сами добивались и определялись с лучшей жизнью в этом мире, а в том, другом уже, Он будет решать, кто чего стоит, кто чего заслужил. Отче наш готов помогать нам и в этом мире, но только если мы все захотим одного и то же. Как сказал один святой человек в 14-м веке от рождества Христова: «Господь может всё, но только при условии, если человек сам этого хочет». Осталось немногое: научиться всем нам жить со словом Божьим и в душе, это прежде всего, и в мiре.

     Теперь о наследственности, о наследственной передаче признаков. Да, наследственность обусловлена передачей «здоровых и больных» генов от родителей потомству. Здоровые гены —  это гены, которые функционируют «нормально» в течение многих и многих поколений. Их строение и состав не изменялся в течение существования этих поколений и, благодаря которым, мы просто живём. 

      Но есть и «больные» гены, функция которых изменилась в течение жизни одного из поколений, и которые, так или иначе, вносят свой вклад в развитие какого-либо заболевания. А как? Есть два пути.

      В одном случае происходит мутация в гене, отмечается замена одной нуклеиновой кислоты на другую. Меняется состав, изменяется и функция гена. А тут уж как кому повезёт: если ген связан с самим существованием организма, то неминуемый переход в другую жизнь. Если функция гена связана с каким-либо признаком, с нарушением которого организм может жить, подчас долгое время даже без видимого заболевания, то жизнь будет продолжаться, хотя, может быть, и не всегда очень комфортно. В обоих описанных случаях разговор идёт об изменении состава нуклеиновых кислот в гене, и вылечить его можно либо заменой «не свою на свою», либо заменой всего гена. В принципе, в настоящее время последнее уже можно делать и это делается.

      Но имеются другие, помимо генных мутаций, связанных с заменой нуклеиновой кислоты в гене, механизмы влияния на функцию гена и они связаны с эпигенетикой, с эпигеномными мутациями.

      При  данных видах мутации не происходит замена одной нуклеиновой кислоты на другую, но ген перестаёт функционировать в результате действия на него различных регуляторных механизмов. Регуляторные механизмы “заставляют замолчать” данный конкретный ген и тот просто перестаёт работать, перестаёт отвечать за синтез какого-либо белка, без которого в организме будут происходить события, приводящие, рано или поздно, к развитию патологического состояния.

      Самый, возможно, простой механизм в этом отношении является тот, когда к нуклеиновой кислоте в определенной части гена присоединяется совсем маленькая молекула CH3, так называемая метильная группа, и ген необходимый для организма перестаёт функционировать. И наоборот, если эта групка «слезет» с гена, то начнёт функционировать ген, который не нужен организму в данное время. Именно эпигенетические механизмы во многом определяют у данного человека развитие того, или иного заболевания.

     Принципиальным различием между генной и эпигеномной мутациями является тот факт, что в первом случае отсутствуют механизмы обратной замены, а при второй они имеются и могут восстанавливаться в клетке через 3-5 делений.

      Что очень важно, для эпигеномных мутаций, так это то, что причины их самые разнообразные, связанные как с факторами экологии (радиация, химия, холодная зима, жаркое лето, землетрясения, цунами), так и с внутренними для человека факторами, такими как питание, жизненные передряги на работе, в семье и пр.

      Мощнейшим фактором,  воздействующим на эпигенетическое «хозяйство» организма  являются такие социальные стрессы как война, как «перестройка» в таком виде, в каком она шла и идёт в нашей стране. Ещё в 90-х годах прошлого века, когда эта самая перестройка началась, я предсказывал рост заболеваемости в Стране, так оно и было. И не только у нас, а в большинстве других странах СНГ. Отмечается рост число часто болеющих детей в нашей Стране. Да, а что же мы хотим? Налицо формирование механизмов социальной эпигенетики во втором, да уже и в третьем поколении тех людей, на которых обрушилась “лавинная цунами” не очень продуманной перестройки. В своё время, американцы много писали о «вьетнамском синдроме», который проявлялся и ростом соматических заболеваний у лиц, связанных с военными действиями в Индокитае.

    Мы думаем, что мы избавились от социальных эпигенетических изменений, индуцированных жесточайшими подавлениями попыток инакомыслия, звериными репрессиями своего народа, его уничтожением «за просто так». Не надо и надеяться на это, не избавились. И прежде всего, остался страх, страх себя, за детей и внуков, за свою Родину, если хотите. А ведь за комплексный процесс возникновения чувства страха также несёт ответственность группа определённых генов. И если следовать законам эпигенетики о 3-5 поколениях для избавления организма от этого чувства, то только-только, хотелось бы надеется, появляется то самое поколение, свободное от этого чувства полностью. Хотя и это не факт. Законы эпигенетики не так уж хорошо изучены.

      И ещё.  Один раз возникнув, по какой-либо причине, эпимутация будет передаваться по наследству тем дольше, чем длительнее по времени будет действовать эта причина. Следовательно, от неё необходимо избавляться, её необходимо забыть и надо это сделать как можно быстрее. И если мы связываем многолетние годы репрессии в нашей стране с одним или с двумя именами, то передавая из поколения ужасы тех лет, наши потомки ещё долго не смогут окончательно победить этот социальный страх, в основе которого лежат законы эпигенетики с их проявлением на социальном уровне.

      Постоянные попытки обелить те самые имена преследуют ещё и цель разделить наше общество, которое только начинает делать попытки к единению, на две половины. А это уже станет причиной других вариантов формирования нарушений в социальной эпигенетике. Несомненно! Надо знать это, думать об этом, стараться предотвратить это! А иначе…

«Господи, не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»